В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. взаимодействие должно быть гармоничным, т. е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери, так и ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявление самостоятельности и независимости.
С целью развития представлений о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с ним, затем давая возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивания, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.
Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предложите рассмотреть одежду, соотнести отражение в зеркале с реальностью. Не надо бояться того, что ребенок с удовольствием рассматривает себя в зеркале, «красуется» вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное, неадекватное представление о себе, низкую самооценку.
Следует также учить ребенка узнавать себя и близких на фотографиях. Показывайте фото мамы, папы, бабушек и дедушек, знакомых взрослых, других детей. Учите узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом Я.
Обратите внимание на развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, своя кроватка, чашка, одежда и т.п. свидетельствуют о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют поведение ребенка взрослые. Это развивающееся Я ребенка. Уважайте его право на собственность и одновременно учите считаться с аналогичными правами других людей.
Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с полоролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те выбирают кукол, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.); одобряйте мальчиков, играющих в кубики, машинки, манипулирующих различными предметами, проявляющих физическую активность; подчеркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.
Поощряйте проявление чувств сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Развивайте способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.